Новейшие открытия в лингвистике

В этом курсе российские лингвисты, специализирующиеся на разных уровнях языка и подходах к языкознанию, познакомят учителей русского языка с актуальными достижениями, научными открытиями и новыми методами исследований в области лингвистики, которые помогут глубже понять язык как систему. Курс содержит 7 уроков-сценариев для учителя с пошаговым руководством, как внедрить научный компонент на уроке.
Что будет в этом курсе?
Молекулярная генетика — стремительно развивающаяся сфера, в которой каждый год ученые совершают открытия, поражающие мир.

«CRISPR-Cas9» перестал быть набором букв даже для школьников, которые не увлекаются биологией. На уроках ученики часто задают вопросы о генетике, которые не всегда успевает детально изучить школьный педагог.
Авторы курса расскажут о новейших открытиях в сфере молекулярной генетики и помогут применить полученные знания и методические материалы на школьных уроках. Слушатели изучат необходимый теоретический материал,
а также потренируются в решении задач по теме.

22
Академических часа
Программа скоро будет добавлена
Курс охватывает широкий спектр современных лингвистических исследований: от теоретических аспектов до прикладных технологий. В ходе курса слушатели смогут познакомиться с методологией и новейшими открытиями в области социолингвистики и психолингвистики, с инновациями, которые привнесли новые технологии в прикладную лингвистику, например с разработкой больших языковых моделей и использованием электронных ресурсов для анализа текстов и создания языковых баз данных. Также в курсе рассматриваются области языкознания, прямо или косвенно связанные с полевой работой: вопросы исторического развития русского языка, изучение фонетики русских диалектов и языкового многообразия России. Курс затрагивает как теоретические, так и практические аспекты лингвистики, делая акцент не только на разнообразии объектов исследований лингвистов и многогранности подходов к этим исследованиям, но и на тесной связи между разными разделами языкознания.

О чем курс?

Уроки содержат не только материалы для учителя, но и готовые научно-популярные ролики для детей, которые можно показывать на уроках. Материалы к занятию содержат информацию о том, как использовать полученные знания о новейших научных открытиях в работе с учениками, примеры домашних заданий и список вспомогательных источников по теме. Каждую тему освещает настоящий ученый, специализирующийся именно в этой области. Все уроки сопровождаются конспектом, а также небольшим тестом для того, чтобы учитель мог проверить, как он усвоил материал.
36 академических часов
Курс состоит из 7 уроков-сценариев
Программа скоро будет добавлена
Материал курса подойдет для уроков русского языка в 9–11 классах (раздел «Общие сведения о языке. Лингвистика как наука»). Изученные темы помогут глубже разобраться в предмете, заинтересовать школьников и продемонстрировать им междисциплинарный характер лингвистики. Также материал можно использовать для углубленного изучения предмета – на занятиях в научных и олимпиадных кружках, в предпрофильных классах и на классных часах, посвященных науке.

Как помогает данный курс?

Как начать обучение?

Курс предоставляется бесплатно для учителей московских образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, в рамках проекта «В центре науки»
Оставьте заявку на сайте, с вами свяжется наша служба поддержки

Расписание потоков

Чтобы присоединиться к следующему потоку, оставьте заявку на сайте.

Для получения удостоверения о повышении квалификации необходимо успешно пройти итоговую аттестацию до окончания потока и прикрепить в личном кабинете на образовательной платформе справку с места работы, подтверждающую статус работника московской образовательной организации
25 марта 2025 — 29 мая 2025
25 февраля 2025 — 24 апреля 2025
28 января 2025 — 27 марта 2025
24 декабря — 27 февраля 2025

Лекторы курса

Юлия Вячеславовна Синицына
  • Преподаватель отделения теоретической и прикладной лингвистики МГУ им. М. В. Ломоносова
Светлана Владимировна Дьяченко
  • Кандидат филологических наук
  • Научный сотрудник отдела диалектологии и лингвогеографии ИРЯ им. В. В. Виноградова РАН
  • Доцент Института лингвистики РГГУ
Алексей Андреевич Сорокин
  • Кандидат физико-математических наук
  • Старший научный сотрудник Института ИИ МГУ
  • Разработчик Яндекса
Нина Станиславовна Здорова
  • Кандидат филологических наук
  • Научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Москва
  • Младший научный сотрудник Института языкознания РАН
Анастасия Сергеевна Улитова
  • Кандидат филологических наук
  • Научный сотрудник ИРЯ РАН
Мария Владимировна Орлова
  • Младший научный сотрудник Института языкознания РАН
Мария Эмилия Александровна Винклер
  • Младший научный сотрудник Научного центра по сохранению, возрождению и документации языков России Института языкознания РАН
На уроках русского языка в школе основное внимание уделяется различным правилам. Мы учимся тому, какие буквы использовать в словах, как правильно строить предложения и составлять тексты, чтобы они были понятны и удобны для чтения. Школьникам может показаться, что это и есть лингвистика. Однако на самом деле лингвистика — это гораздо более многогранная и интересная наука, изучающая не только, как надо говорить и писать на родном языке, но и как это происходит и происходило в обычной жизни носителей языка.

Лингвистика — это дисциплина, которая изучает и правила языка, и то, как мы используем язык, какие механизмы стоят за этим процессом, что такое язык вообще. Лингвисты исследуют, как язык функционирует на разных уровнях: от звуковых структур и грамматических правил до смысловых и когнитивных аспектов общения. Лингвистика выходит за рамки просто «правильного» языка, она охватывает множество областей и даже смежных наук, таких как нейробиология, психология, антропология и компьютерные науки. Современные достижения в области нейро- и психолингвистики позволяют исследовать, как язык связан с функционированием мозга человека, какие нейронные механизмы активируются при усвоении и порождении речи. Лингвистика помогает понять, как люди усваивают язык, какие процессы происходят в мозге при этом и какие сложности могут возникать у людей с нарушениями речи.

Кроме того, в последние десятилетия мы наблюдаем стремительное развитие технологий, таких как искусственный интеллект и нейросети, которые активно используют знания лингвистов. Например, генеративные нейросети, которые сегодня могут создавать тексты, переводить и анализировать речь, не были бы возможны без достижений теоретической лингвистики.

Этот курс дает возможность выйти за пределы прескриптивной (описательной) лингвистики, которой посвящена большая часть школьной программы, ознакомиться с разнообразием лингвистических знаний и исследований и увидеть, насколько эта наука многогранна и междисциплинарна, как она пересекается с другими дисциплинами, такими как биология, когнитивные науки, антропология, а также математика и информатика.

Слово от методиста:

Патрикеева Ксения Александровна
  • Преподаватель кафедры русского языка школы ЦПМ (2020-н.в.)
  • Старший преподаватель кафедры русского языка АПО (2018-2022)
  • Преподаватель проекта "Яндекс.Уроки" (2020)
  • Преподаватель олимпиадного русского языка в онлайн-школе «Коалиция» (2019-2023)
  • Преподаватель научного лингвистического класса АПО (2023)
  • Выпускница филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Студентка магистерской программы «Педагогическое образование» НИУ ВШЭ
  • Победитель заключительного этапа ВсОШ по русскому языку (2014)
Другие курсы научно-исследовательского мастерства
реализуемые бесплатно для учителей московских образовательных организаций в рамках программы "В центре науки"